ОСНОВЫ АЙУРВЕДЫ

ОСНОВЫ АЙУРВЕДЫ

Сообщение bhrigu » 13 мар 2014, 17:35

В переводе с САНСКРИТА – АЙУР обозначает жизнь, долголетие, ВЕДА обозначает знание. Таким образом, АЙУРВЕДА это знание о жизни и долголетии. Согласно ЧАРАКА-САМХИТА (1.40), АЙУРВЕДА — это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще.
В ЧАРАКА-САМХИТА (1.30) сказано следующее:
Что такое жизнь? И почему знание жизни называется АЙУРВЕДОЙ? Для чего она нужна? Вечна она или не вечна? Кто должен изучать АЙУРВЕДУ и с какой целью? Если спросили об этом сведущего, он должен объяснить, что АЙУРВЕДА исходит из всех четырех ВЕД, но более всего – из АТХАРВАВЕДЫ, потому что она предписывает благоприятные действия, правила жизни, питания и воздержания, и все те медицинские рекомендации, которые обеспечивают человеку долголетие.
Аватара пользователя
bhrigu
Администратор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 13 мар 2014, 10:57

Re: ОСНОВЫ АЙУРВЕДЫ

Сообщение bhrigu » 13 мар 2014, 18:28

В БХАГАВАД-ГИТА (15.15) говорится о том, что Верховный Господь пребывает в Сердце каждого живого существа и от Него исходят память, знание и забвение. Цель всех ВЕД - постичь Всевышнего Господа. Верховный Господь является создателем ВЕДАНТЫ и знатоком всех ВЕД.

Истинная жизнь и истинное здоровье доступны каждому живому существу пребывающему в состоянии Целостности и Единения с Верховным Господом. Безграничная милость Всевышнего непрестанно проливает на нас свои благословения и целительные силы, Нектар Счастья, Радости и Любви. С того момента, когда мы отрываем и очищаем наше сердце, мы обретаем Целостность и Исцеление.
Источником Здоровья и Жизни, Источником АЙУРВЕДЫ является Всевышний и от того, насколько искренне и открыто, Верховному Господу предается живое существо, зависит наполненность Жизни - Светом, а тела - здоровьем.
Аватара пользователя
bhrigu
Администратор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 13 мар 2014, 10:57

Re: ОСНОВЫ АЙУРВЕДЫ

Сообщение bhrigu » 14 мар 2014, 17:20

Врач, достигший высокого мастерства в ШАЛЙА ТАНТРА (хирургии), а также снятии любой физической боли, который долгие годы помогал болящим, оставил свое тело и предстал перед ЙАМА-РАДЖА (судьей, определяющим дальнейшую участь души) и был удивлен, услышав о том, что будет наказан.
Врач спросил: «За что я буду наказан? Ведь всю свою жизнь, я только и делал, что облегчал страдания другим людям, снимая их боль и удаляя болезни».
ЙАМА-РАДЖА сказал: «Эти болезни были посланы как знак нарушения ДХАРМЫ, (Пути, Закона, Предназначения), как возможность исправить ошибки в поведении и мышлении, возможность подняться на более высокую ступень развития. Ты же не дал им это постигнуть и лишил их этой возможности. Ты не объяснял болящим об этом, а лишь снимал боль, позволяя следовать им АДХАРМЕ (беззаконию, неправедности)».

Согласно философии АЙУРВЕДЫ – болезнь является суровым Учителем и Стражем Пути (ДХАРМЫ) рожденных. Болезнь показывает, о нарушении гармонии, о преступлении Духовного Закона, призывая вернутся к своему Пути, восстановить Целостность и внутренне равновесие
Аватара пользователя
bhrigu
Администратор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 13 мар 2014, 10:57

Re: ОСНОВЫ АЙУРВЕДЫ

Сообщение bhrigu » 15 мар 2014, 16:36

К великому мудрецу пришли три целителя и попросили определить, кто из них достиг вершины в науке врачевания.
Мудрец распорядился, чтоб его ученики привели всех болящих, которых встретят. И когда целители приступили к роботе стал наблюдать за ними. После того, как был исцелен последний из болящих, мудрец сказал:
Вы все трое достигли совершенства в науке врачевания. Самый знающий из Вас лечит земными средствами – лекарствами из трав, а также воздействуя на тело болящих минералами и руками. Самый чистый и искренний из Вас лечит небесными средствами – призывая на помощь Небо и укрепляя лечение Верой. Самый мудрый из Вас учит болящих самостоятельно устранять болезни, применяя и земные и небесные средства, из Вас именно он достиг вершины в науке врачевания.
Аватара пользователя
bhrigu
Администратор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 13 мар 2014, 10:57

Re: ОСНОВЫ АЙУРВЕДЫ

Сообщение bhrigu » 16 мар 2014, 22:40

Для того, чтобы восстановить Целостность и обрести Единение, нам следует увидеть проявление Всевышнего и Законов Им установленных, постичь Природу и ее составляющие, осознать нарушения, которые препятствуют нашему Исцелению.

Проявлением Всевышнего являются мужское и женское начала, день и ночь, горячее и холодное, явное и сокрытое, выдох и вдох, активность и покой, нечетное и четное, правое и левое.
Их гармония способствует Целостности и по безграничной милости Всевышнего дарует Исцеление.

Когда нарушение связано с мужским началом, болезнь проявляется днем (в светлую половину суток), происходит явно и активно (носит резкий, воспаленный, горячий, острый характер), затрагивает правую сторону тела.
В этом случае следует при помощи женского начала восстановить равновесие: создать состояние покоя и отдыха, сосредоточить сознание на вдохе, выполнить четное число дыханий через левую ноздрю.
Например: в светлую половину суток, поднимается высокая температура более 38°, болящему рекомендуется состояние покоя, постельный режим, холодные компрессы (или жаропонижающее средства, которые имеют женскую природу), выполнять спокойное дыхание связанное с женским началом (сознание на выдох, четное число, через левую ноздрю).

Когда же нарушение связано с женским началом, болезнь проявляется ночью (в темную половину суток), происходит скрытно и спокойно (является слабым, вялотекущим, носит хронический характер), затрагивает левую сторону тела.
В таком случае, равновесие можно восстановить при помощи мужского начала: проявляя активность, сосредоточив сознание на выдохе, выполняя не четное число дыханий через правую ноздрю.
Например: продолжительное время имеет место пониженная температура тела, в некоторых случаях субфебрильная (37°-37,5°), болящему может быть рекомендован активный режим, выполнение оздоровительных упражнений, дыхание связанное с мужским началом (сознание на выдох, не четное число, через правую ноздрю).

В ДЖАТАКА (картах рождения) и ПРАШНА (картах вопросов) соотношение мужского и женского начала может быть установлено при помощи ХОРА (деления ЧАКРА и РАШИ на две части) и природы ГРАХА (планет). Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в соответствующем разделе ВАЙДЙА-ЧАКРА (карты диагностики и лечения).
Аватара пользователя
bhrigu
Администратор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 13 мар 2014, 10:57

Re: ОСНОВЫ АЙУРВЕДЫ

Сообщение bhrigu » 15 ноя 2015, 12:24

Следующим, тройственным проявлением Всевышнего являются сила творения, создания, сила развития, поддержания и сила разрушения, завершения. Покровителями данных проявления являются БРАХМА, ВИШНУ и ШИВА.
В тех случаях, когда нарушено состояние Целостности и гармоничного единения между тремя названными аспектами, могут возникать патологические состояния.
Кроме того, возникновение болезни и восстановление здоровья связано с воздействием на рожденных трех ГУН (качеств, состояний): САТВЫ (гармонии, благости), РАДЖАСА (страсти, чрезмерного желания) и ТАМАСА (невежества).
Как пример, рассмотрим возникновение новообразования (опухоли).
Новообразование связано с силой создания (покровитель БРАХМА), когда при этом рожденный пребывает под воздействием РАДЖАСА (страсти, чрезмерного желания), имеет место доброкачественное новообразование (в клетке нарушается механизм воспроизведения, чрезмерный рост, при этом строение и форма клетки сохраняется).
В тех случаях, когда сила создания сочетается с ТАМАСОМ (невежеством), возникает злокачественное новообразование (в клетке нарушается не только механизм воспроизведения, но также меняется строение и форма клетки, происходит мутация), оказывая разрушительное воздействие на тело.

Также тройственный аспект, согласно учению АЙУРВЕДЫ присутствует и в теле рожденных. Выделяются три оболочки тела, в котором находится ДЖИВАТМА (живое существо, душа), а именно:
1) СТХУЛА ШАРИРА (грубая оболочка тела, физическое тело),
2) СУКШМА ШАРИРА (тонкое тело),
3) КАРАНА ШАРИРА (причинное тело).
Каждая из оболочек, формируется и зависит от соответствующих элементов, так СТХУЛА ШАРИРА (грубая оболочка тела, физическое тело) формируется из материальных элементов, зависит от питания и дыхания. СУКШМА ШАРИРА (тонкое тело) формируется из тонких элементов и зависит от эмоций, мыслей и сознания. В свою очередь КАРАНА ШАРИРА (причинное тело) формируется и зависит от деяний многих рождений, сопровождая ДЖИВАТМА (живое существо, душу) в путешествии из тела в тело.
В большинстве случаев, патология, болезнь, уже присутствует в КАРАНА ШАРИРА (причинном теле) и когда возникают благоприятные условия для проявления, болезнь возникает на уровнях СУКШМА ШАРИРА (тонкого тела) и СТХУЛА ШАРИРА (физического тела).
Потому главными задачами для поддержания здоровья и обретения Цельности, являются:
1) при помощи духовных практик очищение КАРАНА ШАРИРА (причинного тела) от страхов, привязанностей, не реализованных желаний, программ и материальной обусловленности;
2) исключение условий позволяющих возникновению патологий на уровнях СУКШМА ШАРИРА (тонкого тела) и СТХУЛА ШАРИРА (физического тела).

В некоторой степени, мы можем увидеть отображение данного учения в современной медицине. В теле на клеточном уровне заложены генетические механизмы (отображение причинного тела), а также существуют многочисленные вирусы (отображение причинного тела), которые начинают проявлять вредоносное воздействие лишь после того, как ослабляются организм (физическое тело) и психическое состояние (тонкое тело).
Например, благодаря чрезмерным нагрузкам, изматывающим организм или малоподвижному образу жизни, приводящему к застойным явлениям в организме, а также не правильному питанию и другим подобным факторам создаются условия для возникновения болезней на уровне СТХУЛА ШАРИРА (физического тела). При этом, психологические нагрузки, разрушительные эмоции и мысли, не осознанное поведение, ослабляют СУКШМА ШАРИРА (тонкое тело), позволяя проявляться патологиям, как на уровне СУКШМА ШАРИРА (тонкого тела), так и на уровне СТХУЛА ШАРИРА (физического тела), чрезмерно расходуя витамины и микроэлементы, нарушая работу органов и систем.

Кроме того, АЙУРВЕДА выделяет три основных вида ПРАКРИТИ (врожденной природы, телесной конституции) присущих для СТХУЛА ШАРИРА (физического тела) и в некоторой степени для СУКШМА ШАРИРА (тонкого тела):
1) ВАТА (воздушная составляющая, воздух и эфир)
ЧАРАКА САМХИТА, СУТРА СТХАНА, дает следующее описание:
rUkSaH zItaH laghuH sUkSmazcalo atha vizadaH kharaH |
viparItaguraurdravyairmArutaH saMprazAmyati || 59 ||

(ВАТА является) РУКША (сухой), ШИТА (холодной), ЛАГХУ (легкой), СУКШМА (тонкой), ЧАЛА (подвижной), ВИШАДА (не клейкой, не вязкой, чистой), КХАРА (шершавый, жесткий, колючий).
ДРАВЙА (материальными проявлениями, лекарствами) обладающими противоположными качествами относительно МАРУТА (воздуха, ВАТЫ) она САМПРАШАМА (умиротворяется, успокаивается, подавляется).
2) ПИТТА (огненная составляющая, огонь и вода)
ЧАРАКА САМХИТА, СУТРА СТХАНА, дает следующее описание:
sasnehamuSNaM tIkSNaM ca dravamamlaM saraM kaTu |
viparItaguNaiH pittaM dravyairAzu prazAmyati || 60 ||

(Является) СНЕХА (маслянистой), УШНА (горячей), ТИКШНА (острой), ДРАВА (жидкой), АМЛА (кислой), САРА (подвижной), КАТУ (резкой, едкой, с сильным запахом).
ДРАВЙА (материальными проявлениями, лекарствами) обладающими противоположными качествами относительно ПИТТЫ, она САМПРАШАМА (умиротворяется, успокаивается, подавляется).
3) КАПХА (водная составляющая, вода и земля)
ЧАРАКА САМХИТА, СУТРА СТХАНА, дает следующее описание:
guruzItamRdusindhamadhurasthirapicchala |
zleSmaNaH prazamaM yAnti viparItagunairguNAH || 61 ||

(КАПХА является) ГУРУ (тяжелой), ШИТА (холодной), МРИДУ (мягкой), СИНДХА (влажной), МАДХУРА (сладкой), СТХИРА (неподвижной), ПИЧЧХАЛА (клейкой, вязкой, не чистой).
ШЛЕШМА (слизь, КАПХА) ПРАШАМА (умиротворяется, успокаивается, подавляется) воздействием противоположных качеств.

Определяя конституцию рожденных, часто говорят о трех ДОША (нарушениях), такое определение, является не совсем правильным.
ДОША (нарушение) возникает, когда одна (например, ВАТА) или несколько (например, ВАТИ и ПИТТА) выходят из равновесия.
Определяя ПРАКРИТИ (врожденную конституцию) мы устанавливаем предрасположенность к нарушению равновесия. Еще существует ВИКРИТИ (текущая конституция, предрасположенность к нарушению в настоящее время).
Так, ВАТА ПРАКРИТИ говорит о том, что имеет место врожденная предрасположенность к ВАТА ДОША в течение жизни рожденного. При этом, у этого же рожденного может иметь место ПИТТА ВИКРИТИ – предрасположенность к ПИТТА ДОША в настоящее время (определенный период жизни).
ВАТА ПРАКРИТИ предполагает необходимость контроля и профилактики возникновения ВАТА ДОША в течение жизни. ПИТТА ВИКРИТИ предполагает необходимость контроля и профилактики возникновения ПИТТА ДОША в настоящее время (определенный период жизни).
В тех же случаях, когда мы определяем у рожденного ВАТА ДОША это обозначает, что уже произошло увеличение (нарушение) ВАТА (упадок сил, истощение, тремор или дрожь, бессонница, головокружение, подавленное состояние ума, нарушение восприятия сенсорных органов и подобные проявления) требующее неотложного ПРАШАМА (умиротворения, успокоения, подавления).
Аватара пользователя
bhrigu
Администратор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 13 мар 2014, 10:57

Re: ОСНОВЫ АЙУРВЕДЫ

Сообщение bhrigu » 03 дек 2015, 14:42

АШТАНГА ХРИДАЙА САМХИТА, СУТРА СТХАНА, АДХЙАЙА 11 содержит следующие сведения о ВАТА, ПИТТА и КАПХА:
doSadhAtumalA mUlaM sadA dehasya ta calaH |
utsAha ucchvAsanizvAsa ceSTAvega pravartanaiH || 1 ||
samyaggatyA ca dhAtunAmakSANAM pATavena ca |
anugRhvAtya vikRtaH

ВАТА в теле, является корнем malA (отходов, выделений), dhAtu (тканей) и doSa (нарушений). Обеспечивает движение жизненной энергии, выдох и вдох, осуществление импульсов и проявление активности, координацию и слаженность движений, баланс тканей, освобождение от Ama (загрязнений), диапазон восприятия и желаний. Оказывает влияние на изменение состояний.

pittaM paktyUSmadarzanaiH || 2 ||
kSuttRDruciprabhAmedhAdhIzauryatanumArdavaiH |

ПИТТА обеспечивает pakty (переваривание пищи, пищеварение), (влияет) на USma (температуру, тепло тела), darzana (зрение, зрительное восприятие), на kSuttRD (голод и жажду), на ruci (блеск, красоту, цвет) prabhA (вид, наружность), на medhA dhI (остроту ума и восприятия). Отвечает за zaurya (героизм, отвагу, доблесть, мощь, удаль), а также tanumArdava (гибкость, мягкость тела).

zleSmA sthiratvasnigdhatvasandhibandhakSamAdibhiH || 3 ||
КАПХА отвечает за sthiratva (устойчивость, стабильность), snigdhatva sandhibandha (смазывание и крепость суставов), а также проявление kSama (терпения).

ДОША (нарушения) связанные с увеличением ВАТЫ, ПИТТЫ и КАПХА описаны следующим образом:
vRddhastu kurute’nilaH || 5 ||
kArzyakArSNyoSNakAmatvakampAnAha zakRd graham |
balanidrendriyabhraMzapralApabhramadInatAH || 6 ||

Возрастание ВАТЫ вызывает kArzya (истощение, изнурение, худощавость), kArSNya (потемнение, изменение цвета), uSNa kAmatva (желание тепла), kampAnAha (дрожь, тремор), zakRd graham (вздутие живота и запоры), balanidre (бессонницу), indriya bhraMza (потеря чувств, нарушение ориентации), pralApa (бессвязная речь, бред), bhrama dInatA (головокружение, замешательство, угнетенное состояние).

pitaviNmutranetratvakkSuttRddAhAlpanidratAH |
pittam

Увеличение ПИТТЫ окрашивает в желтый цвет mutra (мочу) netra (глаза) tvak (кожу), вызывает kSuttRd (голод и жажду), dAha (жжение, жар, лихорадку), alpa nidratA (мало сна, проблемы со сном).

zleSmA’gnisadanaprasekAlasyagauram || 7 ||
zvaityazaityazlathAGgatvaM zvAsakAsAtinidratAH |

Дисбаланс КАПХИ вызывает agni sadana (ослабление огня пищеварения) praseka (выделения из носа и рта, тошноту, рвоту) alasya (недостаток энергии, пассивность, медлительность) gaura (тяжесть) zvaitya (бледность, белый цвет) zaitya zlathAGga (слабость частей тела, конечностей) zvAsa (затрудненное дыхание, болезни дыхания) kAsa (кашель) atinidratA (чрезмерный сон).


АШТАНГА ХРИДАЙА САМХИТА, СУТРА СТХАНА, АДХЙАЙА 12 перечисляет места, где находятся ВАТА, ПИТТА и КАПХА:
pakvAzayakaTIsakthizrotrAsthisparzanendriyam |
sthAnaM vAtasya tatrApi pakvAdhAnaM vizeSataH || 1 ||

Толстый кишечник, kaTIsakthi бедра, zrotra уши asthi кости и sparzanendriya органы осязания, являются sthAna местом расположения ВАТЫ, при этом особым местом является pakvAdhAna толстый кишечник.

nAbhirAmAzayaH zvedolasIkArudhiraM rasaH |
dRksparzanaM ca pittasya nAbhiratravizeSataH || 2 ||

Тонкий кишечник, AmAzaya желудок, zvedo потные железы, lasIkA мышцы, rudhira кровь, rasa лимфа и dRksparzana орган зрения (являются место расположения) ПИТТЫ, при этом nAbhira тонкий кишечник – особое место.

uraH kaNThaziraH klomaparvANyAmAzayorasaH |
medoghrANaM ca jihvAca kaphasya sutarAm uraH || 3 ||

Грудь, kaNTha горло, zira голова, kloma легкие, parvANya суставы, AmAzaya желудок, rasa лимфа, жир, нос и язык (являются место расположения) КАПХИ. Место наибольшей концентрации – ura грудь.

Таким образом, в тех случаях, когда это целесообразно и допустимо, устранение ВАТА ДОША (нарушения) следует начинать с очищения толстого кишечника (vasti karma очистительная клизма). Устранение ПИТТА ДОША (нарушения) может быть начато с очищения тонкого кишечника (virecana karma прием слабительных средств), а устранение КАПХА ДОША (нарушения) – с очищения желудка (vamana karma очистительная рвота), очищения носовой полости (nasya karma), а также согревающего воздействия на область грудной клетки.
Аватара пользователя
bhrigu
Администратор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 13 мар 2014, 10:57

Re: ОСНОВЫ АЙУРВЕДЫ

Сообщение bhrigu » 07 янв 2016, 21:47

Четыре жизненных составляющих (ДХАРМА, АРТХА, КАМА и МОКША) и четыре периода времени: восход, полдень, закат и полночь, являют четыре проявления Всевышнего. Они имеют большое значение, при НИДАНА (диагностике) нарушений.
Время от восхода до полудня связано с ДХАРМОЙ, период от полудня до заката относится к АРТХЕ, от заката до полуночи время КАМЫ и от полуночи до восхода период, связанный с МОКШЕЙ.
Как отмечалось ранее, проявление болезни на физическом уровне, всегда соотносится с нарушением на тонком уровне. Поэтому зная время возникновения (проявления на физическом уровне) болезни или травмы, можно установить с какой из четырех жизненных составляющих (ДХАРМА, АРТХА, КАМА и МОКША) связано данное нарушение.
Например, если травма произошла в период от восхода до полудня, нарушение болящего на тонком уровне связано с ДХАРМОЙ. Таким же образом, в тех случаях, когда первые признаки болезни на физическом уровне и дальнейшие обострения происходят в период от заката до полуночи, причина на тонком уровне связана с КАМОЙ.

При ЧИКИТСА (терапии) может эффективно применятся знание о четырех направлениях (сторонах света) – восток, юг, запад и север, которые также соотносятся с ДХАРМОЙ, АРТХОЙ, КАМОЙ и МОКШЕЙ.
Подобно тому, как практикующий обращенный лицом на восток обретает успех в ДХАРМЕ, болящий, нарушение которого связано с ДХАРМОЙ (возникло в период от восхода до полудня) произнося целительные МАНТРЫ, по безграничной милости Всевышнего, обретет Исцеление. Он сможет постигнуть те внутренние противоречия и беспокойства, те нарушения внутреннего Закона и Предназначения, которые стали причиной его болезни, исправить свои ошибки и Целостным продолжить свой Путь.
Данные знания также применяются и квалифицированным целителем. Так, если нарушение связано, на тонком уровне с КАМОЙ, целитель должен быть обращен на запад, как во время приготовления лекарств, так и во время произнесения целительных МАНТР возле болящего.

Тонкие причины болезней и травм, помимо вышеуказанных проявлений, связаны с четырьмя укладами социальной жизни:
1) БРАХМАН (ученый, наставник),
2) КШАТРИЙ (воин, правитель),
3) ВАЙШЙА (торговец, снабженец),
4) ШУДРА (рабочий).
А также с четырьмя укладами духовной жизни:
1) БРАХМАЧАРЙА (обучение и воздержание),
2) ГРИХАСТХА (жизнь в семье),
3) ВАНАПРАСТХА (лесной отшельник, уединение и передача обретенного опыта другим),
4) САНЙАСА (отрешение от мира материй).
Внутренние Законы (ДХАРМА), способы распоряжения благосостоянием и способы получения материальных благ (АРТХА), способы удовлетворения и реализации желаний (КАМА) а также степень отречения от материальных привязанностей и страхов (МОКША) различны для каждой из четырех ВАРН (укладов социальной жизни). В тех случаях, когда рожденный ведет уклад социальной жизни, противоречащий его внутренней сути, чаще всего он будет болеть от этого.
Уклады духовной жизни, также предполагают, определенные обязанности, воздержания от которых могут вызывать различные заболевания. Первые 25 лет жизни рожденный может страдать от болезней, когда отказывается обучаться и обуздывать свои желания. В возрасте от 25 до 50 лет рожденный может болеть, когда отказывается применять ранее полученные знания и приобретать практический опыт. В возрасте от 50 до 75 лет рожденный может страдать от болезней, если отказывается или не способен передавать другим обретенный им опыт. После 75 лет рожденный может страдать, если отказывается освобождаться от материальных привязанностей и страхов.

Кроме того, во время ЧИКИТСА (терапии) важны четыре истока исцеления:
1. Болящий
2. Целитель
3. Помощник целителя
4. Лекарство
Аватара пользователя
bhrigu
Администратор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 13 мар 2014, 10:57

Re: ОСНОВЫ АЙУРВЕДЫ

Сообщение bhrigu » 09 янв 2016, 16:24

Согласно ЧАРАКА САМХИТА 1.9.
bhiSagdravyANyupasthAtA rogI pAdacatuSTayam |
guNavat kAraNaM jJeyaM vikAravyupazAntaye || 3 ||

Целитель, лечебное средство, помощник (пребывающий рядом), болящий – таковы четыре основы, чьи надлежащие качества известны, как освобождающие от болезни.

vikArodhAtuvaiSamyaM sAmyaM prakRtirucyate |
sukhasaMjJakamArogyaM vikAro duHkhameva ca || 4 ||

Болезнь – являет собой нарушение (гармонии) ДХАТУ (тканей, составляющих тела), уравновешенную ПРАКРИТИ (врожденную конституцию) называют здоровьем.
Состояние счастья способствует отсутствию болезней, а состояние несчастья вызывает болезни.

caturNAM bhiSagAdInaM zastAnAM dhAtuvaikRte |
pravRttirdhAtusAmyArthA cikitsetyabhidhIyate || 5 ||

Четыре (основы исцеления) начиная с целителя, квалифицированно направленные на устранение дисбаланса ДХАТУ (тканей тела), составляют процесс терапии (лечения) цель которого уравновесить ДХАТУ (ткани тела).

zrute paryavadAtatvaM bahuzo dRSTakarmatA |
dakSyaM zaucamiti jJeyaM vaidye guNacatuSTayam || 6 ||

1) zrute paryavadAtatvaM высокая квалификация в знаниях, полученных от учителя; 2) bahuzo dRSTakarmatA большой практический опыт; 3) dakSyaM искусность, одаренность, усердие; 4) zaucam чистота внутренняя и внешняя, знание и соблюдение правил гигиены – таковы известные четыре качества врача (целителя).

bahutA tatrayogyatvamanekavidhakalpanA |
saMpacceti catuSko’yaM dravyANAM guNa ucyate || 7 ||

1) Разнообразие форм; 2) достаточное количество; 3) надлежащий состав; 4) эффективность – таковы четыре качества лекарства (лечебного средства).

upacArajJata dAkSyamanurAgazca bhartari |
zaucaM ceti catuSko’yaM guNaH paricare jane || 8 ||

1) upacArajJata знание о том, как ухаживать за болящим; 2) dAkSyamanurAga внимательность и усердие; 3) bhartari безупречное служение, выполнение всех указаний врача; 4) zaucam чистота внутренняя и внешняя, знание и соблюдение правил гигиены – таковы четыре качества помощника врача (целителя).

smRtirnirdezakAritvamabhIrutvamathApi ca |
jJApakatvaM ca rogANAmAturasya guNAH smRtAH || 9 ||

1) smRtirnirdeza памятование о рекомендациях, предписаниях полученных от врача; 2) kAritvam их выполнение; 3) abhIrutvam отсутствие страха; 4) jJApakatvaM умение сообщить о своем состоянии и проявлениях болезни – таковы четыре качества болящего.
Аватара пользователя
bhrigu
Администратор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 13 мар 2014, 10:57


Вернуться в АЙУРВЕДА

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron